Церкви и духовенство района.

Крещение местного населения в 30 – 40-е годы восемнадцатого столетия  осуществляло саранское и большевясское монашество. Первые храмы в районе стали возводиться во владельческих селах Тепловка, Старая Нечаевка, Новосельцево и других. Впоследствии в некоторых селах деревянные храмы сменились каменными. Так, каменный храм в Новосельцеве строился с конца восемнадцатого века и почти до 1834 года, хотя освещен он был уже  1808 году. С 1888 года при нем действовала церковно – приходская школа,  до наших дней сохранились лишь развалины этого храма.

В Тепловке храм появился в конце семнадцатого века или в начале восемнадцатого века. Судя по церковному названию села, именовалась церковь Никольской. Каменная церковь здесь была построена в 1759 году помещиком Кравковым и освещена в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живой источник». В 1862 году помещики Новаковские капитально ее обновили,  на средства благотворителей были сооружены новые иконостасы. При церкви  действовала церковно-приходская, а потом   земская школа. В конце девятнадцатого века здесь возникла мужская  Ново — Серафимовская пустынь. Название обитель получила в память Серафима Саровского. Честь основания Тепловской Ново – Серафимовской  пустыни принадлежит помещику штаб – ротмистору Африкану Васильевичу Теплову. Сам Теплов неоднократно ездил в Саровскую пустынь, встречался с преподобным Серафимом, который и благословил его открыть женскую общину. Старец Серафим по просьбе Африкана Васильевича передал для будущей общины многие личные вещи: мантию, подрясник, безрукавку, топор, обрубок дерева, который служил преподобному для сидения, немного волос, камень, лапти, и ступни. В год смерти преподобного Серафима (2 января 1833 г.) в принадлежавшей помещику деревне Курилово Африкан Теплов заложил храм во имя Тихвинской иконы Божьей Матери.

В 1903 году Священный Синод утвердил пустынь как Ново — Серафимовскую в правах  трехклассного монастыря. В том же году епископом Пензенским и Саранским Тихоном (Никаноровым) была заложена новая соборная. Каменная церковь. При поддержке помещиков Тепловых новый монастырь быстро креп и разростался. Однако после Октябрьской революции 1917 года  крестьяне сел Новая Пырма, Тепловка и Татарский Умыс разгромили Ново — Серафимовский монастырь.

Монахи хотели сохранить обитель в виде трудового коллектива, и в декабре 1918 года по постановлению Коллегии Саранского уездного отдела в Ново – Серафимовской пустыни была организована трудовая община. В 1926 году на волне всеобщей борьбы «с дурманом»  Ново – Серафимовская  пустынь была разогнана.

В селе Русское Давыдово деревянную церковь в честь Воскресения Господня построили в 1765 году. Кроме того, имелись две часовни, одна  при храме, вторая  — в трех верстах от села, на месте где местная мордва принимала крещение в 40-х годах восемнадцатого века. С 1885 года в селе действовала церковно приходская школа, которую посещали как русские, так и мордовские дети.

В селе Старые Турдаки первый деревянный Христорождественский храм предположительно был поставлен во второй половине восемнадцатого века по указу императрицы Елизоветы Петровны. В 1889 году при храме открылась церковно -приходская школа, реорганизованная в 1901 году в земское училище. В церковно – школьное попечительство входили самые богатые крестьяне села.

В 1866 году в селе Новые Турдаки был построен и освещен деревянный храм в честь Рождества Христова. При церкви также имелась церковно – приходская школа, в 1904 году она была реорганизована в земское училище.

В 1902 году в Новой Пырме была возведена деревянная церковь во имя святителя  Николая, архиепископа Мирликийского. Тогда же была открыта церковно – приходская школа, ставшая впоследствии земским училищем. Зимой 1911 года из Саранска на салазках 12 сельчан привезли и установили колокол для храма.

 В Подлесной Тавле в 1866 – 1869 годах на средства прихожан была сооружена деревянная  Христорождественская церковь.

 В селе Кочкурове,  по документам, первый деревянный храм был построен в 1861 году. В 1890-е годы в селе собирались средства на возведение каменного храма, активное участие в строительстве принимал Василий Юдин. Кирпич возили сами кочкуровцы по воскресениям из Атемара. Завершилось строительство трехпрестольного храма в 1903 году. Освещен был только центральный престол в честь Рождества Христова. После разрушения храма  кирпич использован в постройке районного Дома культуры и средней школы.

Население села Нечаевка сумела построить небольшую однопрестольную церковь во имя великомученика Иоанна Воина в 1712 году. Храм существовал недолго: он сгорел при невыясненных обстоятельствах. Прихожане собрали деньги  на новую церковь и поставили ее на прежнем месте в 1773 году. Через двадцать лет  сгорела и она, но вместо нее из соседнего села Репьевка перенесли Успенскую церковь и переименовали ее в честь прежнего святого – Иоанна Воина. Во всех пожарах нечаевцы самоотверженно спасали церковную утварь и книги.

В 1783 году в церковь Покрова Богородицы села Воеводского Иван Васильевич Обухов принес икону Тихвинской Божьей Матери, которая  с девятнадцатого века стала упоминаться  как особо чтимая. Крестные ходы с этим образом совершались 26 июня.

Сегодня в Кочкуровском  районе действуют церкви:

в Качелае – во имя Николая Чудотворца

в Кочкурове – в честь Рождества Христова

в Подлесной Тавле – в честь Рождества Христова

в Сабаеве – в честь Крестовоздвижения

в Семилее – во имя святителя   Николая Чудотворца

Список используемой литературы:

 Кочкурово: История и современность: прошлое и настоящее  района в исторических очерках, фотодокументах, воспоминаниях / Авт. – сост. Т. С.  Баргова; фото Ш. С. Смакаев.  – Саранск: Красный Октябрь, 2009. – 424 с.                                                              

Потапкин И. И. Православная Церковь в Кочкуровском районе Республики Мордовия:  Историко – этнографический очерк / И. И. Потапкин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Саранск: Изд-во Мордов. ун – та, 2018. — 220 с.                                                                                                                          

Комментарии закрыты