Художники

Гаушев Александр Петрович

Гаушев Александр Петрович родился 8 сентября 1957 года в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. 

С 1999 года он директор и преподаватель Экспериментальной детской художественной школы села Подлесная Тавла.
С 2003 года Александр Петрович —  доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, активный участник семинаров учебно-методического кабинета по образованию при Министерстве культуры и туризма Республики Мордовия.
Его отличает знание национальных традиций и народного искусства, стремление еще больше знать о культуре мордовского этноса. Для работ этого самобытного мастера характерно глубокое содержание, мягкая лиричность и интересные пластические решения. Одним из направлений в деятельности мастера является возрождение народных музыкальных шумовых и древне — мордовских смычковых инструментов. Результатом многих изысканий автора явились реконструкции народных скрипок «кайга», «гарьзе».
Часть творческих работ А.П. Гаушева находятся в фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, музея «Поляна сказок» г. Ялта, художественной галерее г. Гэллуп (Нью-Мехико, США), в частных коллекциях.
Гаушев А.П. лауреат премии Министерства культуры Российской Федерации «Душа России», за заслуги в развитии народного творчества «Народный мастер» (2003 г.), Заслуженным работник культуры Республики Мордовия (2006 г.), член Союза художников России.
За плечами мастера участие в республиканских, всероссийских и зарубежных выставках, конкурсах, форумах.

Миронов Евгений Геннадьевич

Миронов Евгений Геннадьевич родился 19 августа 1985 года в селе Подлесная Тавла, Кочкуровского района РМ. Окончил МГУ им. Н.П.Огарева в 2008 году по специальности народное художественное творчество. Миронов Е.Г. работает в МБУДО «Подлеснотавлинская экспериментальная детская художественная школа» с 2003 года в должности преподавателя декоративно-прикладного искусства. В своих работах большое внимание уделяет созданию новых образов народной игрушки и скульптуры. Его работы отличаются пластичностью и завершенностью форм. Многие работы молодого преподавателя находятся в постоянной экспозиции Музея игрушки. Активный участник многих выставок, фестивалей и конкурсов. Е.Г. Миронов удостоился звания «Мастер года» трижды: в 2004г., 2008г. и в 2015г. в рамках Республиканского фестиваля народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» (Саранск)

.Активно участвовал во Всероссийской выставке мастеров декоративно – прикладного искусства «Живые истоки» (Пенза, 2013г.), и удостоился звания лауреата II степени в номинации «Резьба по дереву. Так же он участвовал в I Региональном фестивале – конкурсе ландшафтной скульптуры по эпосам финно-угорских народов «Душа народная», и был награжден дипломом II степени. Победитель республиканской выставки резчиков по дереву «Три свадебных напева» (Куиньсюангуръёс), Удмуртия, 2016 г. Вместе с группой преподавателей школы стал Лауреатом II Международного фестиваля деревянной скульптуры «Древо жизни» (Удмуртия), 2016 г. Участник XXI Выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка-2016», Москва. 2016 г. , IX Открытого городского фестиваля национальных культур «Радуга талантов», Саранск, 2017 г. На Межрегиональном симпозиуме мастеров резьбы по дереву «ЭТНО-арт-территория», ПодлеснаяТавла, 2017 г., стал Лауреатом III степени. Участник Всероссийской выставки  народных художественных промыслов России «Живой источник», Москва, 2017 г., и выставки народных художественных промыслов и ремёсел финно-угорских народов России «Родники. РФ», Сыктывкар.

С 2017 года член Союза художников России.

 

Рябов Александр Владимирович

Рябов Александр Владимирович член Союза художников России (2006). Народный мастер (резьба по дереву). С 1999 года входит в ОО «Союз тавлинских мастеров «Эрьмезь».

Родился 4 марта 1968 года в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района МАССР в многодетной эрзянской семье, которой выросла талантливая тавлинская династия резчиков Рябовых.

Интерес к этому ремеслу возник у Александра с самого детства, когда его слух был наполнен стуком топора, превращающего простое бревно в добротную избу. Судьбу в искусстве, да и сам жизненный путь, определил прекрасный педагог, талантливый резчик, влюбленный в сельский быт, Николай Иванович Мастин, который приехал в село в середине 70-х годов 20 века после окончания Ичалковского педагогического училища.

Занимаясь резьбой по дереву, Александр Владимирович параллельно в 1987 году окончил живописно — педагогическое отделение Саранского художественного училища. Стремление поделиться своими профессиональными секретами с талантливой молодежью, чтобы они не только обрели навыки мастерства, но и знали культуру и историю своего народа, привели его в экспериментальную детскую художественную школу села Подлесная Тавла, где он преподавал резьбу по дереву с 1989  по 1999 годы, последние четыре года возглавлял ЭДХШ.

Герои его работ – живые люди, которые привлекли резчика какой – либо чертой характера. Творческой удачей художника можно назвать произведения, где главным героем выступают герои эрзянского и мокшанского эпоса  Тюштя, Эрьмезь, боги  Пурьгинепаз, Анге, Озатя.  Мастер придерживается традиции украшать свои работы текстом, чаще всего это пословицы и поговорки из эрзянского фольклора. 

Александр Владимирович предстал перед зрителем и как живописец. Персональная выставка «Эсеть киява» («Своей дорогой») впервые  прошла 15 февраля 2013 года в Музее мордовской культуры в городе Саранске. На ней экспонировались около 100 работ самого автора, созданных в разные периоды творчества, а также работы его учеников. Впервые мастер представил живописные полотна, выполненные маслом и  в разных жанрах живописи: пейзаж и натюрморт. Рябова-художника привлекают простые, непритязательные мотивы родной природы. Он запечатлел на своих полотнах все цветовое богатство окружающей природы. В сюжете натюрмортов предпочтение отдано сирени – прекрасному символу весны.

Александр Владимирович  работает преподавателем рисования и черчения в общеобразовательной средней школе села Подлесная Тавла, а также преподавателем ДХШ №3 города Саранска. Как лучший педагог 2013 года, получил Грант президента России.  2013 году закончил архитектурно-строительный факультет МГУ им. Н.П. Огарева. Аспирант «НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ».

Имя народного мастера Александра Владимировича Рябова сегодня достаточно хорошо известно не только в кругу профессионалов, но и среди широкой публики, благодаря его участию в многочисленных международных, всероссийских, региональных, республиканских выставках.

Рябов Николай Владимирович

Эрзянский живописец Николай Владимирович Рябов родился 6 января 1958 года в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района. Закончил художественно-графическое отделение Ичалковского педагогического училища им. С. М. Кирова (1977), художественно-графический факультет Московского педагогического института имени Н.К. Крупской (1988). Доцент кафедры дизайна и рекламы (2003-2008), доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства (с 2008 г. по настоящее время), кандидат исторических наук (2007). Является профессором кафедры мордовской культуры и современного искусства ИНК МГУ имени Огарева. Член Союза художников России, заслуженный художник РМ. Работы Рябова находятся в фондах государственных музеев, а также в частных коллекциях России и за рубежом

Творческую деятельность и участие в республиканских выставках Николай Владимирович начал в 1985 году, являясь членом молодежной секции при Союзе художников Мордовии и создателем работ «Странник», «Эрьзя-джаз», «Послание древних» и других.

Художник активно участвует в международных, всероссийских, региональных и республиканских выставках с новыми работами высокого художественного уровня. Средствами изобразительного искусства знакомит зрителей с корнями мироощущения, традиционной культуры, мифологии мордвы. Он старается «прочитать» послание предков – потомкам, зашифрованное в древних знаках. В сюжетах и богатой пластике его картин содержится стремление наглядно осуществить связь времен и донести до зрителя.

За картины «Вечерний звон», «Метаморфозы времени» и «Послание древних» Николай Владимирович стал дипломантом регионального конкурса «Золотая палитра» (Саратов, 2006). В 2002-2007 гг. в разных городах Российской Федерации провел ряд персональных выставок.

 Он открыл новое направление в искусстве — «этносимволизм», обосновав его парадигму в серии научных публикаций. Художник свои этносимволические эксперименты основывает на серьезном научном изучении знаковой системы древней мордвы, цветовой символики, в верованиях и обрядах. Они отражены в картинах «Жертвоприношение», «Моление солнцу», «Моление о голубом камне», «Зов торамы», «Зов предков», «Сюлгамо», «Красный конь», «Послание древних», «Знаки творца», «Знаки мирового дерева», «Кереметь».
Творческие поиски художника разнообразны. С этносимволическими полотнами соседствуют античные мифологические и евангельские сюжеты, а также реалистические пейзажи и натюрморты. Работает он также и в оригинальной графике, занимаясь рисунком. Источником его вдохновения часто является родное село Подлесная Тавла и его окрестности, отличающиеся живописной красотой рельефа, и другие уголки Мордовии.

Николай Рябов – своеобразный и яркий мастер, вписавший в современное искусство Мордовии собственную страницу.

Рябов Петр Владимирович 

Рябов Петр Владимирович  член Союза художников России(2003).

Народный  мастер (резьба по дереву). Возглавляет с 1999 года  творческую общественную организацию «Союз тавлинских мастеров «Эрьмезь» в селе Подлесная Тавла Кочкуровского  района Республики Мордовия.  Ученик Н.И. Мастина.

Родился 27 ноября 1961 года в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района МААСР.

В 1989 году окончил Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Всю свою сознательную жизнь посвятил воссозданию эрзянских национальных традиций резьбы по дереву, формированию и образа и пластики тавлинской  игрушки.

С 1977 года постоянный участник  республиканских, региональных, всесоюзных, зарубежных выставок, этно — футуристических мероприятий, скульптурных симпозиумов. Экспонент выставок: региональной «Большая Волга. Искусство республик Поволжья» (Саранск, 2004); межрегиональной «Единение» (Нижний Новгород, 2007); всероссийской «Россия – Х» (Москва, 2004), 1-й всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов (Саранск, 2006); международной «Ялгат» (Саранск, 2007). Участник международных финно — угорских фестивалей (Ижевск. 2001 – 2004), скульптурного пленэра «Древо жизни» (Эстония, Сагади, 2004), арт — проекта «Валдо он» (Москва, 2004), 1-го межрегионального фестиваля парковой скульптуры (Красногорск, Удмуртия, 2009), региональной художественной выставки «Большая Волга -11» (Казань, Пермь, Йошкар- Ола, 2013)   и многих других.                      

В 2006 году по инициативе П. Рябова и огромной поддержке коллектива «Эрьмезь», фонда спасения эрзянского языка, друзей, жителей Мордовии был открыт музей «Этно-кудо»,  посвященный памяти известного фольклориста В.И. Ромашкина.

П. В. Рябов является членом Правления мордовского отделения СХ России, членом Правления фонда спасения эрзянского языка, членом Исполкома Конгресса эрзянского народа.  В 2013 году он становится Лауреатом фонда спасения эрзянского языка и как Лауреат получает право зажжения ритуальной свечи на всеэрзянском молении «Раськень озкс».

Произведения мастера  хранятся в МРМИИ им. С. Д. Эрьзи, МРОКМ им. И.Д. Воронина, Государственном музейном выставочном центре РОСИЗО (Москва), Всероссийском музее народного и декоративно – прикладного искусства, Доме национальностей (Москва), Музее народного творчества (Суздаль).

Бабочкин Илья Михайлович

Бабочкин Илья Михайлович родился   в 1952 году в селе Новые Турдаки Кочкуровского района. На протяжении многих лет занимается живописью. Илья Михайлович является постоянным участником городских, республиканских и межрегиональных выставок. Персональная экспозиция Ильи Бабочкина «Тиринь мастором» была организована впервые в Кочкуровском ДК и была приурочена 60-летнему юбилею художника-любителя. То радостные, то печальные, тревожные и спокойные пейзажи художника наполнены непреходящей любовью к отчему краю, к Родине… В многодетной крестьянской мордовской семье Бабочкиных профессиональных художников не было. Хотя, по отзывам односельчан, все Бабочкины — пятеро братьев и сестра — по природе натуры творческие, но в изобразительном искусстве наиболее ярко проявилось неординарное дарование Ильи. При этом специального художественного образования он не получил. По окончании средней общеобразовательной школы в родных Новых Турдаках Илья Бабочкин работал токарем в местном колхозе «Победа». После срочной службы в армии закончил сельскохозяйственный факультет Мордовского госуниверситета по агрономической специальности. Однако так уж сложилось, что при всей своей преданной привязанности к земле большую часть своей трудовой биографии Илья Михайлович посвятил педагогической деятельности. Более тридцати лет он преподавал сельской детворе «географию», «музыку», «рисование», и одновременно являлся художественным руководителем в Новотурдаковском Доме культуры. Склонность к изобразительному творчеству в нем обнаружилась ещё в ранней юности. Но по-настоящему серьёзно потребность выразить свою душу на холсте Илья Михайлович ощутил лишь с годами, набравшись жизненного опыта. Тогда кочкуровский самородок вдруг, но, наверное, отнюдь не случайно, почувствовал особое эмоциональное «звучание» в бесхитростных деревенских пейзажах, в лесистых просторах окрестных мест.  

 
Батмазов Николай  Федорович .

Николай  Федорович Батмазов родился 21 мая 1953 года в селе Кочкурово в крестьянской семье. В 1970 году закончил Кочкуровскую среднюю школу и поступил в ГТУ №3 при объединении  «Светотехника». Получил специальность фрезеровщика. Основная часть его трудовой деятельности – 23 года,  проходила на заводе «Технологическое оборудование» в городе Саранске. Несколько лет перед уходом на пенсию он работал на телевизионном заводе. Николай Федорович – художник-самоучка. В детском возрасте очень любил рисовать, участвовал во всевозможных конкурсах. Серьезно заниматься живописью стал в 2000 годах,  уже  в зрелом возрасте. За это короткое время он создал более 100 прекрасных работ. Его творчество разнообразно: пейзажи, натюрморты, историческая тематика, портреты… Разно жанровые произведения живописи раскрывают мастерство и фантазию автора.

Портретный жанр в творчестве Батмазова представлен картинами «Беседа с матерью», «Портрет дочери»… Часть творческих работ посвящена изображению цветов полевых и садовых. Это натюрморты «Жасмин», «Цветы полевые». Цветы смягчают душу, врачуют наше настроение, дают возможность познать прекрасное. Не остался равнодушным к красоте цветов и наш художник. Николай Федорович очень любит историю, изучает ее. Историческая тема в его творчестве отражена  в картине «Цусима. Начало боя». Цусимское сражение произошло 27 -28 мая 1905 года в Корейском проливе у острова Цусима во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Художник на картине изобразил русскую тихоокеанскую эскадру в начале боя. В работах «Село Кочкурово в 30 -е годы» и «Церковь Рождества Христова в 30 –е годы» Николай Федорович воплотил события исторического прошлого родного края, показал,  как выглядело село в прошлом.  Прежде чем написать картины, он изучил много документов, старинных фотографий, делал запросы в архивы, встречался с архитектором.

Художник вырос и живет в родных местах. Всеми своими пейзажами он воспевает Родину. То грустные, то радостные, а то и тревожные, они говорят нам не только о красоте природы,  но и чувствах и настроениях художника. Красоту родной природы он отобразил в картинах «Будет гроза», «Предновогодье» и других.  На картине «Будет гроза» мы видим берег реки в летний пасмурный день. В небе серыми волнами накатывают тучи. Вода в реке покрылась рябью. Березки неистово клонит к земле ветер. Вдалеке слышится шум дождя. Сильный ветер крутит крылья ветряной мельницы, стоящей  на берегу реки. Будет гроза.

Прекрасен зимний пейзаж в картине «Предновогодье».  Деревья в белых «одеждах», пушистый белый снег, ясное морозное небо с красноватым оттенком, трескучий мороз…

У каждого в жизни своя стезя, у каждого в жизни своя колокольня, с которой он смотрит на жизнь. Так, в невероятно насыщенной  событиями нашей жизни, в сознании художника возникают неповторимые произведения искусства.

С  творческими работами Николая Федоровича Батмазова  любители живописи могли познакомиться на выставках, организованных в Кочкуровской районной библиотеке, Булгаковской сельской библиотеке и  на республиканской выставке «Шумбрат, Мордовия!»

Занкин Борис Григорьевич

Родился Борис Григорьевич Занкин в 1948 г. в с.Кочкурово, Кочкуровского района в семье Занкиных Григория Никифировича (г.р. 1922)  и Марии Арсентьевны (г.р. 1923). В семье их было трое. Сестра Вера (г.р.1953), брат Виктор (г.р. 1958). Жили небогато, но дружно. Окончив школу,  Борис Григорьевич поступил в Ичалковское художественно-графическое училище, где получил специальность учителя рисования и черчения. После завершения обучения Борис Григорьевич вернулся в родное село, где устроился на работу в Кочкуровскую среднюю школу учителем рисования и черчения,  затем работал в Кочкуровском МСО. Начиная  с 1982 г.Борис Григорьевич работает в Кочкуровской ЦБ ныне МБУК «Кочкуровская ЦРБ» художником – оформителем. Работы всегда непочатый край. Он придумывает и рисует плакаты к различным мероприятиям, пишет названия книжных выставок. В свободное время Борис Григорьевич пишет картины. Каждый художник – человеческая индивидуальность со свойственным ей темпераментом. Он по своему видит и воспринимает окружающую жизнь. С большой теплотой и благодарностью Борис Григорьевич вспоминает своего наставника и преподавателя Гордеева Николая Ильича, который научил его многому. В основе творчества лежат непосредственные жизненные наблюдения, натурный метод работы. Главное внимание в создании пейзажа он отводит писанию этюдов. В них поражает разнообразие запечатленных мотивов и искреннее восхищение мастера увиденным. Работ у Бориса Григорьевича не так много. Он ими очень дорожит. Ведь живопись на пленэре требует от художника острой наблюдательности, быстроты реакции, так как цвет любого предмета на открытом воздухе зависит и меняется от интенсивности освещения. Пространство его пейзажей очень земное, уютное, домашнее. В них ощущается пристальное внимание ко всему тому, что характеризует жизнь села. В пейзажах картинах Борис Григорьевич пытается создать обобщающий образ родного края. Основу творчества Бориса Григорьевича Занкина составляют глубокое знание природы, живописное видение мира. Сила таланта художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу. Он учит нас пристально наблюдать и запоминать. Он открывает нам огромное разнообразие форм и красок. Борис Григорьевич завоевал симпатии зрителя целом рядом картин, воспевающих неповторимую красоту природы Кочкуровского района. Для Бориса Григорьевича живопись – смысл всей его жизни и способ выразить свою любовь к родной земле, красота которой и побудила его когда – то взяться за кисть. Важное место в его творчестве занимает лирический пейзаж, навеянный красотами природы Кочкуровского района. Первая персональная выставка произведений Б.Г.Занкина была посвящена 65 летию со дня рождения. Действовала она в МБУК «Кочкуровская ЦРБ» с 1сентября по 30 сентября 2013 года. В декабре 2017 года персональная выставка произведений состоялась в экспериментальной детской художественной школе с.Подлесная Тавла. С 25 января по 25 февраля 2018 года персональная выставка произведений проходила в Центре национальной культуры,  народных промыслов и ремесел. В июле 2018 года к 90 – летию района в районном центре национальной культуры, народных промыслов и ремесел была организована выставка работ «Край родной». С 30 августа по 7 октября 2018 году  в музее мордовской народной культуры в Саранске  была организована персональная выставка «Радость бытия» к 70 – летнему юбилею художника.

Малышев Петр Сергеевич

Малышев Петр Сергеевич уроженец села Новые Турдаки в своих картинах, изображающих сцены жизни села, дает свое представление о народном идеале человека, утверждает его красоту, силу, нравственную чистоту. Созданные им образы дают возможность понять источник той большой духовной силы, благодаря которой наш народ одержал Победу в Великой Отечественной войне (Картина «Один в поле воин») и добился огромных успехов в мирном созидательном труде. Замечательное наследие художника является не только нашей национальной гордостью, но и большим вкладом в развитие искусства. На 10 фестивале «Шумбрат, Мордовия!» всех буквально потрясло творчество 82 летнего художника из Кочкуровского района. На выставку он представил 10 картин—это «Аввакум», «Пастухи», «Один в поле воин» и другие. Петр Сергеевич  ветеран войны и труда. Сильный деревенский мужик постоянно он работал в поле, чтобы прокормить четверых детей и жену. Но не забывал Петр Сергеевич о мольберте – с собой носил его и когда стадо пас. Художник прошел дорогами войны, пять лет защищал Родину. Вернулся контуженным, с головными болями, но решил все — таки учиться. Желание стать художником привело его в Пензенское  художественное училище имени К.А. Савицкого. Петр Сергеевич учился в одну пору вместе с народным художником Мордовии В. Д. Илюхиным. Педагоги, ориентировали учеников брать для творчества серьезные, большие темы из истории нашего народа. Учебу пришлось совмещать с работой на кирпичном заводе, поскольку помощи ему ждать было не от кого. Окончив учебу, вернулся в село, женился. С супругой Анной Федоровной подняли четверых детей, жили в  мире и любви. Работал Петр Сергеевич в школе учителем рисования и черчения. И только в старости, прочитав множество книг по истории, имея богатый жизненный опыт за плечами, он решил воплотить свои впечатления на холсте. Первым создал образ Пургаза, потом Аввакума, есть у него картина, которая называется «Расправа над восставшими» — отклик художника на исторические события. Работ не так много, но они отличают их глубокое понимание психологии народа, основательное знание его истории. Поэтому они и вызывают особый интерес у зрителя. Как хорошая книга, требуют, внимательного прочтения. Петра Сергеевича не стало 12 января 2008 года.

Комментарии закрыты